Грамотная планировка офисного пространства выполняет сразу несколько задач. Она обеспечивает комфортную и продуктивную работу сотрудников, отражает ценности компании и помогает решать ежедневные бизнес-вопросы. Поэтому перед началом работ по обустройству офиса требуется учесть ряд факторов:
Планировка офиса
- специфику работы;
- размер компании;
- предпочтения руководства.
Учитывая эти данные, получится организовать оптимальное офисное пространство для компании, в которой регулярно проходят встречи с клиентами или для компании, которой требуются складские помещения или архивы. Под разные задачи и особенности деятельности иногда нужно подобрать нестандартное освещение или зонирование особым образом.
Особенности офисных пространств
Разрабатывая дизайн-проекта офиса, учитывают отличительные черты рабочих помещений. В большинстве случаев планировка офисного помещения призвана отражать интересы сразу трех категорий людей: руководства, сотрудников, клиентов компании. Задача удачной планировки — соблюдение единой концепции при индивидуальном продумывании каждой зоны.
Современный офис ассоциируется не только с презентабельностью, но и с уютом. Идеально, если есть баланс между деловым стилем и благоприятной атмосферой.
Некоторых помещений может не быть в отдельно взятых компаниях, если они не нужны для нормального функционирования учреждения. Другие, наоборот, добавляются по желанию руководства. Например, IT-компания не нуждается в архиве, зато для сотрудников может быть оборудована комната отдыха или тренажерный зал. Кухню и санузлы обязательно включают в планировку.
Большую часть офисной площади занимает рабочая зона. Каждому сотруднику необходимо обеспечить отдельное место за рабочим столом и минимум 4,5 кв. м пространства.
Не менее важна зона ресепшена, так как именно ее клиент увидит в первую очередь. Она должна отражать корпоративный стиль и вызывать положительные эмоции.
Удачная планировка учитывает особенности каждой зоны офиса. Например, место для отдыха обеспечит максимальный комфорт, если отказаться от традиционных перегородок в пользу живых растений. Площадь переговорных помещений должна соответствовать количеству сотрудников, которые будут в них одновременно находиться.
Зонирование офисных помещений
Независимо от выбранного типа планировки, большинство офисных пространств состоят из следующих зон:
- ресепшен;
- холл;
- места ожидания для клиентов;
- рабочая зона со столами и компьютерами;
- кабинет руководителя;
- зал для совещаний и переговорные комнаты;
- туалеты, душевые;
- кухонный блок;
- подсобные помещения: склады, архивы, серверные.
Виды планировок, их плюсы и минусы
- открытая (open space);
- кабинетная;
- комбинированная.
Открытые пространства пользуются популярностью благодаря своей практичности и экономичности. Такую планировку часто выбирают компании с большим количеством сотрудников. Пространство делят на зоны перегородками из оргстекла и гипсокартона. Отдельное изолированное помещение обычно выделяют под кабинет начальника.
При всем удобстве этого типа планировки, выбравшим его компаниям стоит учитывать психологический комфорт сотрудников. Далеко не все люди способны действовать продуктивно в условиях открытого со всех сторон рабочего места. Согласно исследованиям, часто эффективность работников падает, поэтому open space целесообразно поделить на так называемые кубиклы или зоны для работы до 4 человек.
Плюсы открытой планировки офисов:
- благоприятные условия для взаимодействия между коллегами;
- улучшение циркуляции воздуха;
- руководство может легко контролировать выполнение задач сотрудниками;
- возможность оперативной и экономичной перепланировки при изменениях в штате;
- укрепление командного духа в компании.
Минусы открытой планировки:
- психологический дискомфорт, отсутствие личного пространства;
- повышенный уровень шума;
- низкая производительность сотрудников;
- отсутствие преград для распространения инфекций.
Более традиционная кабинетная планировка тоже имеет преимущества и недостатки. Это такой формат, в котором для каждого сотрудника или группы персонала выделено отдельное помещение. Кабинетное планирование подходит компаниям, в которых необходима приватность: например, частным клиникам, юридическим организациям. Также это хорошее решение для высокого уровня производительности сотрудников. Однако важно, чтобы планировка обеспечивала удобное перемещение между кабинетами.
Плюсы кабинетной планировки:
- подходящая среда для эффективной работы;
- доверительная атмосфера, необходимая в некоторых организациях;
- возможность индивидуального оформления отдельных пространств.
Минусы:
- уменьшение полезной площади за счет большого количества перегородок;
- сложность трансформации пространства с развитием компании;
- относительно высокие затраты на обустройство;
- разобщенность коллектива.
Оптимальной для большинства современных компаний представляется комбинированная планировка офиса. Она сочетает преимущества открытой и кабинетной. Универсальность такой планировки позволяет учесть потребности компании и отвести часть площади под open space, отгородив остальную под отдельные кабинеты. Продуманность деталей и практичность обеспечивают комфортную работу каждого члена коллектива. Проблему шумоизоляции решают тонкие стеклянные перегородки или мобильные стенки-трансформеры. При этом продуманная комбинированная планировка не мешает результативной командной работе.
Ориентируясь на размер компании, специфику производственных процессов и особенности внутренней структуры, можно выбрать планировку, полностью удовлетворяющую потребности бизнеса.