Планировка офисного пространства от студии DUO в Москве. Skip to main content

Планировка офиса

Грамотная планировка офисного пространства выполняет сразу несколько задач. Она обеспечивает комфортную и продуктивную работу сотрудников, отражает ценности компании и помогает решать ежедневные бизнес-вопросы. Поэтому перед началом работ по обустройству офиса требуется учесть ряд факторов:

  • специфику работы;
  • размер компании;
  • предпочтения руководства.

Учитывая эти данные, получится организовать оптимальное офисное пространство для компании, в которой регулярно проходят встречи с клиентами или для компании, которой требуются складские помещения или архивы. Под разные задачи и особенности деятельности иногда нужно подобрать нестандартное освещение или зонирование особым образом.

Особенности офисных пространств

Разрабатывая дизайн-проекта офиса, учитывают отличительные черты рабочих помещений. В большинстве случаев планировка офисного помещения призвана отражать интересы сразу трех категорий людей: руководства, сотрудников, клиентов компании. Задача удачной планировки — соблюдение единой концепции при индивидуальном продумывании каждой зоны.
Современный офис ассоциируется не только с презентабельностью, но и с уютом. Идеально, если есть баланс между деловым стилем и благоприятной атмосферой.

Некоторых помещений может не быть в отдельно взятых компаниях, если они не нужны для нормального функционирования учреждения. Другие, наоборот, добавляются по желанию руководства. Например, IT-компания не нуждается в архиве, зато для сотрудников может быть оборудована комната отдыха или тренажерный зал. Кухню и санузлы обязательно включают в планировку.
Большую часть офисной площади занимает рабочая зона. Каждому сотруднику необходимо обеспечить отдельное место за рабочим столом и минимум 4,5 кв. м пространства.
Не менее важна зона ресепшена, так как именно ее клиент увидит в первую очередь. Она должна отражать корпоративный стиль и вызывать положительные эмоции.
Удачная планировка учитывает особенности каждой зоны офиса. Например, место для отдыха обеспечит максимальный комфорт, если отказаться от традиционных перегородок в пользу живых растений. Площадь переговорных помещений должна соответствовать количеству сотрудников, которые будут в них одновременно находиться.

Зонирование офисных помещений

Независимо от выбранного типа планировки, большинство офисных пространств состоят из следующих зон:

  • ресепшен;
  • холл;
  • места ожидания для клиентов;
  • рабочая зона со столами и компьютерами;
  • кабинет руководителя;
  • зал для совещаний и переговорные комнаты;
  • туалеты, душевые;
  • кухонный блок;
  • подсобные помещения: склады, архивы, серверные.

Виды планировок, их плюсы и минусы

Количество и функциональность необходимых зон помогают в выборе соответствующей планировки. Она может быть:

  • открытая (open space);
  • кабинетная;
  • комбинированная.

Открытые пространства пользуются популярностью благодаря своей практичности и экономичности. Такую планировку часто выбирают компании с большим количеством сотрудников. Пространство делят на зоны перегородками из оргстекла и гипсокартона. Отдельное изолированное помещение обычно выделяют под кабинет начальника.

При всем удобстве этого типа планировки, выбравшим его компаниям стоит учитывать психологический комфорт сотрудников. Далеко не все люди способны действовать продуктивно в условиях открытого со всех сторон рабочего места. Согласно исследованиям, часто эффективность работников падает, поэтому open space целесообразно поделить на так называемые кубиклы или зоны для работы до 4 человек.

Плюсы открытой планировки офисов:

  • благоприятные условия для взаимодействия между коллегами;
  • улучшение циркуляции воздуха;
  • руководство может легко контролировать выполнение задач сотрудниками;
  • возможность оперативной и экономичной перепланировки при изменениях в штате;
  • укрепление командного духа в компании.

Минусы открытой планировки:

  • психологический дискомфорт, отсутствие личного пространства;
  • повышенный уровень шума;
  • низкая производительность сотрудников;
  • отсутствие преград для распространения инфекций.

Более традиционная кабинетная планировка тоже имеет преимущества и недостатки. Это такой формат, в котором для каждого сотрудника или группы персонала выделено отдельное помещение. Кабинетное планирование подходит компаниям, в которых необходима приватность: например, частным клиникам, юридическим организациям. Также это хорошее решение для высокого уровня производительности сотрудников. Однако важно, чтобы планировка обеспечивала удобное перемещение между кабинетами.

Плюсы кабинетной планировки:

  • подходящая среда для эффективной работы;
  • доверительная атмосфера, необходимая в некоторых организациях;
  • возможность индивидуального оформления отдельных пространств.

Минусы:

  • уменьшение полезной площади за счет большого количества перегородок;
  • сложность трансформации пространства с развитием компании;
  • относительно высокие затраты на обустройство;
  • разобщенность коллектива.

Оптимальной для большинства современных компаний представляется комбинированная планировка офиса. Она сочетает преимущества открытой и кабинетной. Универсальность такой планировки позволяет учесть потребности компании и отвести часть площади под open space, отгородив остальную под отдельные кабинеты. Продуманность деталей и практичность обеспечивают комфортную работу каждого члена коллектива. Проблему шумоизоляции решают тонкие стеклянные перегородки или мобильные стенки-трансформеры. При этом продуманная комбинированная планировка не мешает результативной командной работе.

Ориентируясь на размер компании, специфику производственных процессов и особенности внутренней структуры, можно выбрать планировку, полностью удовлетворяющую потребности бизнеса.

Условия и цены дизайна интерьера коммерческих помещений